Во время широко разрекламированного мероприятия Tesla robotaxi на прошлой неделе генеральный директор Илон Маск заявил, что ожидает, что Tesla выпустит “автономного” версию FSD, усовершенствованной системы помощи водителю автопроизводителя, в Техасе и Калифорнии в 2025 году на некоторых автомобилях Model 3 и Model Y.
Он также сказал, что Tesla начнет производство своих роботаксисов, которые построены без руля или педалей, к 2026 или 2027 году.
Хотя мы скептически относимся к способности Маска придерживаться графика, внедрение как автономного FSD, так и роботаксиса, построенного без участия человека, вызывает опасения у регулирующих органов.
Давайте разберем это подробнее, не так ли?
Что вообще означает ‘неконтролируемый FSD’?
FSD расшифровывается как “Полностью автономное вождение”, но эта технология пока не способна обеспечить полную автономию. Однако она может выполнять некоторые автоматизированные задачи по вождению в городах и на шоссе. После того, как в апреле компанию обвинили в ложной рекламе из-за неправильного названия, она сменила название FSD с “FSD Бета” на “FSD Контролируемая”. Это изменение названия более точно отражает тот факт, что водитель-человек по-прежнему должен оставаться внимательным за рулем и при необходимости взять управление на себя.
Мы считаем, что “неконтролируемая система FSD” может означать одно из двух: либо полностью автономную систему уровня 4, либо систему уровня 3 “руки прочь, глаза прочь”, подобную системе Drive Pilot от Mercedes, или той, над которой работает General Motors. (Уровень 4 является полностью автономным в заранее определенных условиях, в то время как уровень 3 означает, что водитель-человек должен время от времени брать управление на себя, если система этого требует.)
Каковы нормативные последствия неконтролируемого FSD?
Фото: Весь каталог Mars / YouTube
Компания Tesla заявила, что планирует в следующем году запустить неконтролируемую версию своего дорогостоящего программного обеспечения в Калифорнии и Техасе. Маск не уточнил, будет ли это просто эфирное обновление, или клиентам придется выложить дополнительные деньги за более совершенную технологию.
В любом случае, Tesla, скорее всего, сможет отправить обновления программного обеспечения для Model Ys и Model 3 в Техас, где находится ее штаб-квартира, в следующем году без особого контроля со стороны регулирующих органов. Техасские правила использования автономных транспортных средств в основном позволяют компаниям использовать автономные транспортные средства с участием человека-водителя или без него, при условии, что транспортное средство соответствует требованиям правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств, оснащено записывающим устройством, зарегистрировано и застраховано на случай гражданской ответственности.
Тем не менее, в 2025 году законодательному собранию штата, возможно, придется рассмотреть предложенные законопроекты, которые, помимо прочих мер, потребуют от автокомпаний уведомлять Департамент автотранспортных средств Техаса о том, что водители-люди выходят из машины.
В Калифорнии этот процесс не так прост, поскольку управление транспорта штата имеет несколько разрешений.
У Tesla, наряду с более чем 30 другими компаниями, уже есть разрешение на тестирование с участием водителя, которое позволяет ей тестировать автономные технологии с участием безопасного водителя на дорогах общего пользования. Представитель Калифорнийского DMV сообщил TechCrunch, что Tesla имеет это разрешение с 2015 года, а в последний раз компания сообщала о его использовании в 2019 году.
“У Tesla нет разрешения на тестирование или развертывание беспилотных автомобилей без водителя”, — сказал TechCrunch Крис Оррок, сотрудник отдела информации Департамента транспорта Калифорнии. “Если Tesla планирует расширить свой разрешенный тестовый парк в Калифорнии, Tesla будет обязана идентифицировать тестируемые транспортные средства (год выпуска, марка, модель и т.д.) и подать заявку на добавление новых транспортных средств в свое разрешение. Им также необходимо будет обновить разрешение, когда водители будут проходить тесты”.
Разрешение на “тестирование без водителя” позволяет компаниям тестировать свои автономные транспортные средства на дорогах общего пользования без водителя на переднем сиденье, а “разрешение на использование” позволяет компаниям использовать транспортные средства в коммерческих целях, но только для деятельности, не связанной с перевозкой пассажиров, например, для доставки еды.
Если “неконтролируемый FSD” означает, что Tesla планирует выпустить систему уровня 3 в следующем году, ей нужно будет только получить разрешение на развертывание. Но если компания планирует внедрить систему 4–го уровня, подобную той, что Waymo в настоящее время использует в нескольких городах, – что, по мнению отраслевых экспертов TechCrunch, вряд ли произойдет в следующем году, — тогда компании нужно будет подать заявку как на тестирование без водителя, так и на разрешение на развертывание.
Для того, чтобы Tesla могла заняться бизнесом по доставке пассажиров и взимать плату за проезд, ей потребуется получить еще один набор разрешений в Калифорнийской комиссии по коммунальным услугам (CPUC). Агентство не подтвердило, начала ли Tesla процесс подачи заявки.
Mercedes — единственный автопроизводитель, имеющий разрешение на использование своей системы Level 3 Drive Pilot в Калифорнии, но при соблюдении строгих условий. Автомобили, оснащенные программным обеспечением, могут ездить только по автострадам (не по наземным улицам) в районе залива Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сакраменто и Сан-Диего. Они могут передвигаться только в дневное время и при благоприятных погодных условиях – то есть без затопленных шоссе или снежных бурь – и со скоростью 40 миль в час. Так что, по сути, они будут наиболее полезны, когда вы стоите в пробке на шоссе и предпочитаете использовать это время для проверки электронной почты или просмотра Instagram.
Роботакси может нарушить федеральные стандарты безопасности
Изображение: Tesla
Кроме того, Маск утверждает, что Tesla начнет производство своих роботакси самое позднее к 2027 году. (Напоминаю: в 2019 году Маск заявил, что к 2020 году у Tesla будет 1 миллион роботакси на дорогах, а в 2022 году Маск заявил, что к 2024 году Tesla начнет массовое производство роботакси.)
Независимо от того, уложится ли Tesla в этот срок к 2027 году или нет, федеральные стандарты безопасности транспортных средств (FMVSS) могут задержать выпуск автомобилей, которые в настоящее время, как предполагается, не будут иметь рулевого колеса или педалей.
Если Tesla хочет наладить массовое производство своего роботакси без традиционного управления со стороны водителя, ей необходимо получить разрешение от FMVSS.
В НАБДД подтвердили TechCrunch, что Tesla не подавала заявки на какие-либо льготы для своего беспилотного киберкэба.
На сегодняшний день Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) предоставило компании Nuro только одно такое исключение для производства своих тихоходных автономных транспортных средств доставки R2, поскольку они не предназначены для перевозки людей-пассажиров.
General Motors запросила разрешение на массовое производство автомобилей Cruise Origin в 2021 году, но так и не получила его и с тех пор отказалась от этих планов. Amazon Zoox также добивается льгот для своего роботакси — оно получило разрешение на тестирование, но не на полномасштабное производство.
Ожидалось, что в сентябре 2023 года NHTSA объявит о введении новых правил для автомобилей, построенных без участия человека, или даже без таких устройств, как стеклоочистители, но принятие этих правил было отложено. Агентство сообщило TechCrunch, что работает над публикацией предлагаемого правила “в ближайшее время”.
Именно такая сложная нормативно–правовая база — и отсутствие у Маска разъяснений относительно того, как Tesla планирует руководствоваться такими правилами, насколько продвинулась технология Tesla FSD и более подробной информации о стратегии выхода автопроизводителя на рынок — напугали инвесторов после громкого мероприятия компании на прошлой неделе. Акции Tesla упали почти на 10% в пятницу и еще не восстановились полностью.
Компания Tesla не ответила на запрос о комментариях.
Авторские изображения: Getty Images