К издательской программе присоединились Los Angeles Times, Adweek, Mexico News Daily и ещё десяток других новостных изданий. Издатели будут получать долю от доходов, полученных от рекламы на Perplexity, и отслеживать эффективность своего контента — при условии, что они не откажутся от участия.
«Мы не смогли бы предоставлять достоверные и ценные ответы, если бы новостные организации не продолжали освещать различные темы, — говорится в заявлении Джессики Чан, главы отдела по работе с издателями в Perplexity. — Мы рады приветствовать этих новых издателей в нашей программе».
Испанскоязычный медиабренд Pris Media, газетный конгломерат Lee Enterprises и The Independent входят в число присоединившихся к платформе издателей. Среди других новых участников — Blavity, NewsPicks, Minkabu the Infonoid, Gear Patrol, MediaLab, DPReview, World History Encyclopedia и немецкие бренды RTL NTV и Stern.
Неясно, в какой степени эти издатели информировали своих сотрудников о партнёрских отношениях до того, как они были обнародованы. Источник в LA Times сообщил, что репортёров не проинформировали о сделке с Perplexity или упоминали о ней вскользь, и что у редакционного отдела не было возможности высказать своё мнение руководству.
Источник в Adweek сообщил, что некоторые сотрудники издания тоже не были проинформированы и не имели права голоса. Один репортёр узнал о сделке из пресс-релиза.
«[Все] в замешательстве. Это действительно лучшее слово для описания ситуации, — сказал источник в LA Times. — Я не думаю, что у кого-то достаточно информации, чтобы высказываться положительно или отрицательно. Некоторые люди не слышали о Perplexity, так что [на самом деле] просто не хватает информации, чтобы занять какую-либо позицию. Но я уверен, что у всех будут свои мысли, когда мы узнаем больше».
Примечательно, что в новой когорте отсутствует The New York Times, которая в октябре направила Perplexity письмо с требованием прекратить доступ к своим статьям без разрешения. Dow Jones, владеющая The Wall Street Journal и другими новостными агентствами, а также NY Post также не присоединились к программе Perplexity — они подали в суд на компанию из-за того, что они назвали «контентной клептократией».
У Perplexity сложные отношения с издателями. Его поисковая система использует искусственный интеллект для синтеза и обобщения контента, в том числе новостей, со всего интернета. Но то, как Perplexity представляет эти обобщения, и тактика сбора данных компанией остаются предметом споров.
![Недоумение](https://techcrunch.com/wp-content/uploads/2024/12/LBrjzNVNxtI9v1Z9aunCMWCvFH0.avif?w=680)
Этим летом Forbes обвинил Perplexity в плагиате платного контента и впоследствии пригрозил компании судебным иском. Примерно в то же время Wired опубликовал статью, в которой говорилось, что платформа Perplexity перефразирует собственные истории — иногда неточно.
По данным Copyleaks, компании, разрабатывающей технологии для обнаружения текста, созданного искусственным интеллектом, Perplexity в конце октября уже обобщал по крайней мере некоторые платные новости.
В сообщении в блоге, опубликованном в ответ на иск Dow Jones, Perplexity заявила, что издатели хотели бы, чтобы её технология «не существовала», и что они предпочли бы, чтобы «факты, о которых сообщают публично, принадлежали корпорациям». Однако в сообщении не говорилось о том, что Perplexity в массовом порядке воспроизводит контент, как утверждают некоторые, а затем конкурирует с издателями этого контента за одну и ту же аудиторию.
Perplexity утверждает, что ссылается на свои источники, что действительно так. Однако ссылки иногда ошибочны.
В рамках шага, который вряд ли вызовет симпатию у издателей, Perplexity уточняет условия своей программы. Этим летом компания сообщила The Verge, что сделки заключаются «на несколько лет» с «двузначным» процентом, и выплаты будут производиться за каждую статью, которую Perplexity показывает пользователям. Но когда TechCrunch на этой неделе спросил об условиях, представитель компании сказал, что Perplexity «не раскрывает финансовую информацию».
Возможно, Perplexity опасается публиковать условия — издатели могут использовать их в качестве рычага давления в переговорах с конкурентами. В октябре OpenAI запустила ChatGPT Search, конкурирующий поисковый инструмент на базе ИИ, вместе со своими партнёрами-издателями, такими как The Atlantic, News Corp. и Vox Media.
В отличие от программы для издателей Perplexity, OpenAI позволяет издателям управлять тем, как их контент отображается в результатах поиска. Ранее Perplexity заявляла, что работает над контролем контента, но сегодня утром не предоставила обновлённую информацию о ходе работы.
По мере расширения программы Perplexity стартап может столкнуться с усилением давления со стороны инвесторов, которые хотят окупить свои вложения. Сообщается, что Perplexity привлекает 500 миллионов долларов в рамках сделки, которая оценит компанию в 9 миллиардов долларов. Но по состоянию на октябрь её годовой регулярный доход составлял всего около 50 миллионов долларов, сообщает The Wall Street Journal.
Соучредитель и генеральный директор Perplexity Аравинд Шринивас, похоже, настроен оптимистично. В посте на X в среду он сказал, что Perplexity сейчас обрабатывает около 20 миллионов запросов в день по сравнению с 2,5 миллионами в начале года.